Содержание
Баба-яга у большинства ассоциируется со злом: грозит изжарить, съесть, на костях покататься, путника принимать не желает, девушек работать заставляет. Но образ применяют в качестве оберега. Разберёмся как сделать этот оберег своими руками.
Кто такая Баба-яга

Внешность её пугает и отталкивает: кривой огромный нос, большие железные зубы, седые спутанные волосы, одна нога костяная или золотая. Она знается с нечистой силой, хранит волшебные предметы и тайные знания, а живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Дом её обнесён забором из человеческих костей, а ворота запирает человеческая челюсть. Ночью двор освещают черепа с горящими глазами. Передвигается в ступе, а метлой след заметает. Помогают ей гуси-лебеди и четыре коня: утро, день, вечер и ночь. Так Бабу-ягу описывают русские сказки. В образе её нет лишних деталей. Можно выделить несколько ролей:
- Проводник в страну предков, сосредоточие мудрости рода. В представлении людей Баба-яга находится на границе миров живых и мёртвых. Колдунья может общаться с духами предков и помогает человеку переправиться через границу в страну мёртвых. Потому её и боялись: что связано со смертью наводит страх. Но в баснях добрый молодец случайно или специально находил избушку Ягуси. Встреча в любой сказке заканчивалась хорошо. Гость получал совет, волшебную вещь или переправлялся через огненную реку в потусторонний мир. Этот момент связан с верованиями древних славян в мощь рода. Каждый достойный человек после смерти попадал в Небесную Сваргу (страну на небе). Оттуда вместе с другими предками он следил за жизнью на земле и при необходимости оказывал поддрежку. Люди в сложных ситуациях обращались к своим предкам. Тот, кто чтил корни получал все блага земли. Поэтому молодцы и ездили к Яге. В некоторых баснях она сама и является олицетворением помощи предков. Баба-яга злая, несговорчивая, грозится съесть и недовольна, что «русский дух к ней сам пришёл», но нет сказа, где говорится о съедении, одни угрозы. Все гости получили помощь, пройдя ряд испытаний.
- Прародительница рода, матушка. У некоторых славянских народов её называют Ягиней-матушкой, которая проводила обряды инициации. Вспомним басни, где красна-девица попадала в избушку на курьих ножках. Девушка тяжело трудилась: готовила, прибиралась, баню топила, воду носила, ткала и пряла. После работы чесала Ягусе пятки, чтобы той спалось слаще. По мнению некоторых исследователей, Баба-яга так готовила девушек морально к замужней жизни, проверяла насколько те готовы к самостоятельному ведению хозяйства. Каждодневный женский труд — тяжёлая рутина, которая выматывает морально и физически. Задача Яги научить девушку правильному настрою на работу. Она должна быть подобна жреческому служению. А познание материнства и воспитание потомков — высший акт служения Богу. Баба-яга — хранительница института семьи. Кража мальчиков связана с обрядом посвящения в охотники. Мальчиков в лесу подвергали испытаниям, проверяли их знания.
- Ведунья и целительница. Для этого вспомним как Баба-яга грозила детям изжарить их в печи и даже пыталась усадить Иванушку на лопату. Это напоминание о древнем обряде перепекания ребёнка. Больных и слабеньких детей принято было заворачивать в тесто и на лопате для хлеба отправлять погреться в печь. Считалось, что это символизирует второе рождение, ведь жерло русской печи как лоно матери. Хвори же больного выдувались в дымоход и ребёнок исцелялся, становился крепким.
Колдовские атрибуты не случайны. Они указывают на связь с миром мёртвых и на её колдовские способности.
- Избушка напоминает курную избу славян. Это дом для праха мёртвых, который ставили на пни, напоминающие птичьи лапы.
- Для непрошеных гостей проводился особый ритуал. Герой должен уговорить избушку встать к нему передом. Для этого он объясняет зачем явился. После кормили, поили в баньке парили — элементы погребального обряда.
- Гуси-лебеди проводники в загробный мир.
- Черепа и кости служат ей в управлении силами природы.
- Метла Бабы-яги — символ очищения.
- Косматые волосы — магический атрибут. Они притягивают космические силы и энергию. Так на Руси ходили либо колдуньи, либо распутницы.
- Она не подпоясывалась, поскольку пояс — защита от духов и злых сил. Защищаться Ягусе не надо было.
Получается, что она ведунья, матушка, прародительница и повелительница рода, которая долго живёт и накопила знания и мудрость, поэтому одряхлела и пострашнела. Этот образ — отголосок матриархата, когда главную роль играла женщина, управляла всем. Позже роли поменялись, но воспоминания остались и дошли до нас в баснях. Но символ видоизменяется, обрастает подробностями. Большинство русских народных сказок переписаны, поэтому многих черт нет и параллели с тем, что мы описали сложно проводить. Лучше читать сказки, изданные до середины 20 века.