Содержание
Обязательно ли на свадьбе белоснежное платье на невесте? А фата, она должна занавешивать лицо? Гладкие кольца – символ лёгкой семейной жизни? Можно ли оставить свадебный букет на память как оберег? Каравай – это обязательно? Как строится бракосочетание, что за чем следует и можно ли отойти от традиций, пренебречь оберегами, которые советуют бабушки. Для ответа на эти вопросы, обратимся к истории и проследим как строился свадебный обряд на Руси и какие символы, амулеты и обереги имели важное значение.
Свадебные гуляния
Это сложное действо, важнейший момент в судьбе человека, затрагивающий молодых и их родственников. Это переход из одной социальной группы в другую, приобретение новых обязанностей и прощание со старыми привычками.
Обряд связан с бытом и структурой общества, в нём объединились языческие и христианские традиции, суеверия, славянская и европейская культуры. Все детали имеют смысл. Начиная со сватовства, начинали примечать каждую мелочь: как скрипят половицы, какая погода, как поёт петух и лает собака. Молодых всячески пытались защитить от дурного глаза и нечистой силы, поскольку в этот период защитные силы ослабевают, а под ударом может оказаться личное счастье, будущая совместная жизнь и здоровье потомства.
Обряд в каждом районе России отличался:
- на севере это грустное действо, где девушку будто хоронили. Для своей прежней семьи она умирала, но рождалась в семье мужа;
- на юге – это весёлый праздник, который длился много дней. Гуляли на нём всей деревней.
Условно обряд можно разделить на части:
- сватовство;
- смотрины;
- помолвка;
- девичник, мальчишник;
- свадебный поезд;
- выкуп;
- венчание;
- гуляние;
- пир.
Подобное деление в разных областях менялось и дополнялось, а период после свадьбы, начинавшийся после брачной ночи, занимал почти год.
Кольца
Сейчас дарить друг другу кольца в ЗАГСе – естественный ритуал. Но, когда Иван III заочно венчался с Софьей Палеолог, перстень ей с послами не передал, чему были немало удивлены родственники. Это вовсе не значит, что на Руси не было такой традиции. По утверждению историка М.Н. Никольского, перстнями молодожёны обменивались ещё до внедрения христианства, во времена язычества. Обряд совершался по праздникам во время выбора суженого. Позже это делалось дома, за несколько недель до свадьбы. Помолвка несла полную юридическую силу.
Традицию решил искоренить Пётр I, указав меняться перстнями на венчании или вовсе упразднить это. Но крестьяне подчинились частично, и обряд стал проводиться дважды: дома и в церкви.
Традиционно девушка преподносила юноше серебряное кольцо, а он ей золотое. Это связано с энергетикой металлов. Золото ассоциировалось с солнцем, мужской силой, а серебро с луной, женской энергетикой. Таким образом, достигалась гармония мужского и женского.
В XIX веке обычай дарить девушке перстень в числе прочих подарков сохранился, но это не имело силы и девушка могла в любой момент отказаться от замужества.
Утверждение, что кольца должны быть гладкими нет, распространённый миф. Напротив, на Руси было принято дарить узорчатые перстни. Часто на них наносились значимые символы. Например, свадебник.
Итак, получается, что девушка может принять обручальное кольцо во время помолвки, а в ЗАГСе обряд повторить. При этом само кольцо и узоры на нём значения не имеют.
Баня
Банный обряд во многих областях не был обязательным и был заменён простым обливанием. В Поволжье перед баней подружки невесты ходили к жениху и просили у него мыло и веник. Дорогу к бане разметали репьём, били в тазы, били дорогу плетью. Это был оберег от нечисти. Моясь, девушка плакала и причитала, а подружки её отговаривали от замужества. Любимая подруга в бане последний раз заплетала невесте косу, приговаривая, что сваха не сможет её расплести. Баня – традиционное место гаданий. В предсвадебной бане по звукам на каменке определяли характер будущего мужа. С тела девушки в бане собирали пот и примешивали его в кушанье будущему мужу на любовь.
Смысл обряда этнографы описывают по-разному. Выделяются такие версии:
- мытьё до свадьбы связано с погребальным обрядом, омыванием покойника. С этим же связан и обычай разметать перед новобрачной дорогу;
- очищение;
- символичное прощание девушки со своими подругами и девичьей жизнью;
- остаток ритуала бракосочетания с духом бани, чтобы обеспечить себе плодородие;
- приобщение к новой семье, поскольку в ритуале использовались жениховы мыло, дрова и веник.
В современности ценность почти утеряна, но может стать хорошим поводом собраться перед свадьбой с подругами и попрощаться с незамужней жизнью, очисться и расслабиться до свадьбы.
Фата
Раньше её роль выполняли платки или шали. Специальную фату из тонкой ткани могли позволить себе только богатые семьи. В некоторых уездах известны случаи, когда одна фата из кисеи переходила из семьи в семью по всей деревне.
Фату отец накидывал на голову дочери сразу по завершению ритуального одевания и родительского благословления. Смысл действа однозначно не расшифрован. Вот некоторые предположения историков:
- связь с обрядом погребения. Девушка умирала в своей семье, поэтому её не должны были видеть до приезда в дом мужа;
- невеста ассоциировалась с потусторонним существом, поэтому ей нельзя было смотреть в глаза;
- пережиток старого ритуала воровства суженой;
- защита от недобрых сил;
- защита от сверстников парня.
Шаль с девушки снимала свекровь, подцепляя ухватом или сковородником. Потом здоровалась и преподносила подарок. В некоторых областях все родственники парня по очереди бесцеремонно подходили поглядеть на молодую и платили за это деньги.
Далее пару трижды обводили вокруг стола, что является пережитком языческого скрепления брака.
Получается, что фата – обязательный элемент свадебного убранства, причём желательно лицо закрывать.
На пиру новобрачная давала померить всем незамужним подружкам свою фату, что было оберегом на скорейшее замужество.
Осыпание
Традиционно молодых осыпали хмелем, чтобы они были пьяны друг другом от любви. А житом (необработанным зерном) осыпали преимущественно девушку, поскольку зерно символизирует плодородие и беременность.
В некоторых уездах встречается осыпание луковой шелухой и вениками. Действие сопровождалось добрыми пожеланиями. Осыпание проводилось невестками и золовками.
Уезжая, девушка своими руками на перекрёсток выкидывала лук, взятый из отчего дома, оставляя позади слёзы, а парень выбрасывал подарки других девушек.
Эти факты необходимо понимать, поскольку осыпание сохранилось до сих пор. Лепестки роз – это красиво, но наравне с ними необходимо использовать традиционные хмель и жито. Осыпали парня перед выходом из дома, а пару после венчания, когда те прибывали в дом к родителям юноши.
Венчание
Отношение к этой части обряда сейчас неоднозначное и многими игнорируется. Так было и раньше. Необязательность венчания зафиксирована в церковных документах. Например, в канонических ответах митрополита Киевского Иоанна II. Брак считался заключённым только после проведения домашнего обряда. Если по каким-то причинам венчание произошло, а обряд нет, то девушка женой не считалась и ходила с распушенными волосами.
С таинством связаны некоторые приметы:
- во время слов священника «да убоится жена мужа своего» девушка должна топнуть ногой и сказать: «Не убоюсь», чтобы обладать влиянием на мужа;
- у кого венчальная свеча погаснет первой, тот первым и умрёт;
- нельзя приходить на венчание больным, чтобы это не превратилось в хроническую форму.
Венчаться или нет – выбор остаётся за молодожёнами. Если это только дань обычаю и настояние родственников, то лучше не стоит. В церковь необходимо идти с верой.
Каравай
Хлеб – божественный дар. Им венчали и благословляли пару. Пекла его женщина, счастливая в браке, часто мама невесты. Обряд с караваем отличался в зависимости от региона страны. Чаще всего хлебом и солью встречали новобрачных родители в доме жениха. Новобрачные проходили под караваем. Затем, на застолье, каравай преломляли. Каждый из гостей получал по куску, согласно старшинству, не обделяли и прислуживающих на свадьбе. Жених и невеста получали общий кусок и сами его делили.
В Поволжье пекли два свадебных пирога. С первым родители встречали пару. Этот хлеб – образ счастливой доли новобрачных. Они его ели только вдвоём. Второй хлеб делился на всех – это общая доля. Часто это был пряник или сладкий пирог.
Хлеб в церемонии – символ судьбы рода, а соль – горькая её часть. Солонку ставили на каравай. В связи с этим необходимо внимательно относиться к соли и следить, чтобы она не попадала на поверхность каравая и отломленный кусок круто не солить.
Рушник
Вышитое полотенце, распространённый оберег во многих обрядах. На нём выносили хлеб, друзья жениха повязывались им, чтобы выделить свой статус. Рушником связывали новобрачных. В дохристианскую эпоху именно по завершению этого жених и невеста становились мужем и женой. Это объединение судеб мужчины и женщины. Проводит ритуал старший в семье или просто почитаемый человек. Связывают правую руку невесты с левой рукой жениха.
В некоторых областях новобрачных обматывали полотенцем с ног до головы. В процессе обряда пара стояла на другом рушнике.
Делается полотенце из цельного полотнища. Центр остаётся пустым, а края богато украшаются вышивкой, кружевом и мережкой. Преобладает красный. Каждая деталь узора несла смысл: богатство, плодородие, любовь, долголетие. Это геометрические узоры, птицы, цветы, деревья, солярные знаки.
Угощение
Традиционно жениху и невесте не полагалось есть даже во время свадебного пира ничего, кроме обрядовых блюд: каша и блюда из птицы. В некоторых областях было принято кормить новобрачных с рук. Это было подобно подношению богам.
Цвет платья
Ранее упоминалось, что женитьба подобна похоронам девушки в родительском доме. С этим связан и цвет одежды новобрачной. Белый издревле цвет скорби и неземного, поскольку это окрас зимы.
Со дня сватовства и до венчания девушка носила белое платье без украшений.
Позже, когда цветом траура становится чёрный, девушка облачается в тёмные одежды с красной отделкой в качестве оберега. Подвенечное платье называли саваном. Девушка после сватовства считалась принадлежащей к потустороннему миру, поэтому в некоторых областях она носила одежду швами вперёд.
После наречения женой девушка переодевалась в праздничное, демонстрируя новый статус и перерождение. Это уже были сарафаны и понёвы красных и жёлтых оттенков.
Смену статуса демонстрировала и смена головного убора. Девичью косу расплетали, волосы расчёсывали гребнем, вымоченным в меду, и заплетали две косы, которые скреплялись венком.
Обычай всю свадьбу быть в белом ввела в XIX веке королева Виктория. В XX веке Коко Шанель закрепила обычай.
Свадебные обереги
Цель использования оберегов – отогнать недобрых духов, обмануть их, не дать испортить будущую семью.
- молодые подпоясывались по голому телу лыком или рыболовной сетью с 12 узлами. Это оберег от сглаза;
- в обувь подсыпали рябиновые листья или ветки, просо, пшено, льняное семя как оберег против колдовства;
- в правом ботинке носили серебряную монету;
- талисман кукла неразлучники. Это две куколки на одной общей руке. Её делала мать невесты или счастливая в браке родственница. Куклу крепили под ободом лошади, а во время застолья вешали позади молодых. На свадьбе куколки обманывали злых духов, принимая негатив на себя, а позже хранились всю жизнь на видном месте как знак долгой и счастливой судьбы;
- в карманы клали луковицу. Почерневшая луковица свидетельствовала о порче, которую она нейтрализовала;
- оберег для невесты – иглы без ушка, крестообразно воткнутые в подол;
- бубенцы на лошадях поезда – свадебный оберег против злых духов;
- на пиру остатки из чаши молодых плескали на стены и потолок, угощая и задабривая домашних духов.
Современная свадьба – упрощенный древний ритуал, разбавленный современной культурой и голливудскими образами. Как бы ни была организованно бракосочетание, цели остаются прежними – оповестить общество об изменении статуса, принятие юридического статуса, психологическая подготовка к иным обязанностям и рождению детей. Если нет желания официально играть свадьбу и устраивать застолье, то стоит соблюсти хотя бы некоторые обряды. Это поможет психологически принять новую социальную роль. Например, надеть кольца или сменить причёску.