Содержание
Вывести хворь из организма без лекарств, избавиться от нечисти в доме и от сглаза, выяснить кто в округе ведьма, обрести силу и много другое можно сделать с помощью трав оберегов. Обычных, растущих в средней полосе России. Знания эти пришли от наших предков, славян и применяются в наше время.
В чём сила и магия травы и деревьев
![Травы-обереги](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/a6f7e66a6031337001655d616ce68fc7_XL-e1531208494889.jpg)
В языческие времена люди поклонялись рощам, там устраивались капища, проводились обряды. С внедрением Христианства, роль лесов в вере не ушла, а обрела иное звучание. В лесах стали строить церкви, устраивать крестные ходы. В Польше на священных деревьях вешали иконы, веря, что они перенимают силу природы. На местах церквей и могил святых посаженные деревья обладали целебной силой.
До сегодняшних времён дошли обряды с деревьями. Они ничуть не изменились. Например, в Великорецком собираются тысячи паломников со всего мира.
По легенде, на берегу реки Великой, в корнях дерева, была найдена икона Николая чудотворца. Люди верят, что прикосновение к священным стволам может исцелить. Ещё большую силу имеют корни вековых деревьев, выступающие из-под земли. Под ними надо пройти, не зацепив, дабы исцелиться.
Пролазить через дупла и корни было принято и в язычестве. Считалось, что естественное отверстие в дереве очищало от недуга. Вообще, славяне больше почитали деревья с изъянами: с дуплами, расселинами, искривлённые и одиноко стоящие. Это было свидетельством присутствия в нём духа.
Интересны и обряды, до нас не дошедшие, но оставшиеся в мифологии и устойчивых выражениях:
- молодожёнов перед венчанием обводили вокруг дерева;
- на дерево закидывали ненужные вещи;
- дерево – путь в загробный мир. Отсюда выражение «дуба дать»;
- дерево скрипит – покойник просит помолиться за него;
- нельзя с кладбища приносить травы и ветви деревьев, иначе душа умершего, заключённая в ней, станет страдать.
Это всё пришло от отождествления человека и дерева. По внешним признакам: корни – ноги, ствол – туловище, ветви – руки. А также энергетике. Отсюда происхождение поверья о мировом дереве, связывающем миры: загробный, людской и божественный.
Деревья – пристанища не только добрых духов, но и злых. Это русалки, восходящие на ветви берёзы, демоны, живущие в колючих кустарниках, проклятые растения и др.
Растения издревле были участниками праздничных обрядов. В медицине травы играли главенствующую роль из-за своей силы.
Перед заготовкой магических и лекарственных растений надо помнить правила:
- травке или дереву надо объяснить — их губят не просто так, а во благо;
- духам надо дать подношение: хлеб с маслом или солью, денежку;
- не брать поваленные деревья, упавшие макушкой на север. Это сторона зимы, холода и смерти;
- вернувшись из поля или леса необходимо очиститься водой, лучше пропотеть в бане.
Наибольшую силу травы приобретали в праздники: на Троицу, на Ивана Купалу, в Юрьев день.
Рябина
![Рябина](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/315bf7c.jpg)
Упоминания о магической силе дерева встречаем у Белорусов, Украинцев и Русских. Сводятся они к следующему:
- по возвращении с похорон необходимо повесить над входом ветви рябины, дабы дух покойного не вошёл обратно в избу;
- новобрачному за голенище в сапог сыпали рябиновые коренья против порчи;
- пролезть через ветки рябинового куста или расколотое надвое дерево означало исцеление от недуга;
- по рябиновым стволам гнали на первый выгон по весне скот;
- рябине, растущей на муравейнике, возносили заговор от порчи, зубной боли и лихорадки;
- не используют рябину в качестве топлива, поскольку это мстительное дерево;
- путники из рябины делали посох или держали во рту щепку, дабы не стать жертвой колдовства.
Сейчас же рябина признана лекарством против авитаминозов, она лечит желудок и печень. Применяется как талисман от колдовства и дурного глаза. Достаточно ягоды держать на подоконнике, а веточку в дверном проёме.
Дуб
![Дуб](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/angel-oak-tree-9-e1531208559490.jpg)
Значение его однозначно – связь с образом Перуна. Дубовые рощи и отдельно стоящие вековые дубы применялись как места жертвоприношений. Здесь же устраивались праздники, а в Христианскую эпоху ставили церкви и монастыри.
О дубах ходят поверья:
- рос в Минской губернии старый дуб. Кто ударит в него топором – с тем приключится несчастье. И вот его срубили. Лесорубов придавило стволом, а в той местности неделю бушевала буря;
- в Болгарии было три священных дуба. Они охраняли поля от природных бедствий. Каждую Троицу их умасливали в прямом смысле, обливали маслом;
- у старообрядцев был свадебный обычай, молодожёны вокруг дуба три раза обходили кругом;
Об особой роли дуба говорят и находки археологов (ствол с воткнутыми клыками кабана).
Связь дуба и громовержца Перуна прослеживается в сказках: Бог поражает змея на дубу.
Дуб ещё и связан с мужским началом, силой, несокрушимостью, мужественностью. В медицине дубовую кору применяют и сейчас как кровоостанавливающее и вяжущее средство. Раньше применяли в обрядах, направленных на излечение детей от грыжи.
Что касается колдовства, то преимущественно дуб применяется для обмена энергией, но подходит исключительно мужчинам.
Верба
![Верба](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/148993786258cea5c6c677a3.76817763-e1531208592109.jpg)
Известна как растение, освещаемое перед Пасхой. Считается, что веточки будут защищать дом от бедствий и нечисти. Поставить веточку перед иконой – не единственный обряд. Вот только примерный перечень:
- в заросли старых верб было принято отсылать недуг, поскольку там жили черти;
- верба быстро растёт, поэтому её связывали с быстрой прибылью. Например, в Юрьев день на достаток в доме делают венки;
- в день Сорока мучеников было принято хлестать вербой и скот, и людей. Это приносило здоровье;
- девушки, мечтающие о ребёнке, опоясывались веточкой;
- на Купалу девушки украшали вербу цветами, водили хоровод, а парни должны были её захватить;
- усмирить грозу можно было, разведя в очаге огонь на ветках вербы.
В лечебных целях применялась верба давно. Отвар пили при больном горле, привязывали к спине, чтобы не болела, порошком присыпали раны. Как талисман вербу используют сейчас преимущественно против нечисти и стихийных бедствий.
Не стоит брать ветви гнилой или больной вербы, пить из-под неё воду — она является пристанищем чертей.
Осина
![Осина](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/3cd5150f1bd09d99e3a2d630b0fbc06d-e1531208626489.jpg)
Плохое дерево у христиан и язычников. Как талисман используется широко, применяется в магии. Нет единого мнения, почему осина приобрела дурную славу. Вот некоторые из христианских легенд:
- Из осины был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа. Богородица прокляла дерево, поэтому оно и трясётся.
- Некоторые считают, что осина не выказала уважения во время рождения Христа, продолжив шелестеть листвой. Поэтому она дрожит даже в безветренную погоду, не даёт плодов и не может никого укрыть тенью.
- И последняя легенда. На осине повесился раскаявшийся Иуда. Только осина позволила это сделать, приняла его.
Язычество утверждает, что в осинниках живут черти. Поэтому осину не сажали в селениях и опасались осиновых зарослей. Черти могли сбить человека с пути, запутать его, навести видения. Применяется она в таких обрядах:
- ведьмы разводили огонь из осиновых поленьев для приготовления оборотного варева;
- колдун кувыркался через осиновый пень, чтобы обернуться волком;
- лешего зазывали именно в осиннике;
- с помощью осины искали вора. Вещь, до которой он дотрагивался, клали в расщепленное дерево. От этого злоумышленник заболевал, у него появлялось желание вернуть украденное;
- с заговорами заламывали осину, дабы распрощаться с прошлым;
- чтобы утопленники и колдуны не беспокоили, их сжигали на костре из осиновых стволов;
- осина прогоняла змей. Для этого её заговаривали и вешали на ветви трупик змеи;
- от вампира или ходячего мертвеца помогал избавиться осиновый кол, вбитый в могилу;
- в хлевах располагали против ведьм, ворующих молоко. Её втыкали в стены и сараи, процеживали сквозь неё молоко. Так ведьма не смогла подоить корову и навести мор на скотину;
- в купальскую ночь осиновые колья втыкали в поля. Это была защита от ведьмовской порчи, гусениц;
- при строительстве избы осиновую палочку втыкали в фундамент. Это было талисманом от недобрых духов;
- вещи больного, а также волосы, ногти его закапывали под осиной или прятали в расщелине коры, дабы отдать болезнь дереву.
Осина помогала найти ведьму. Вот три способа это сделать:
- Истопить печь осиновым поленом. Первый кто постучится в дом – ведьма.
- На Ивана Купалу надо спрятаться под осиновой бороной, так можно увидеть колдунью.
- В землю вбивался осиновый колышек, обстругивался и поджигался. На этом огне кипятили тряпочку для процеживания молока. Этот обряд привлечёт ведьму.
Сейчас осину применяют в медицине как противовоспалительное средство, лечат настойкой подагру и ревматизм. Осина применяется как защита от вампиров и прочей нечисти.
Берёза
![Берёза](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/Nature___Forest_The_White_Birch_085564_-e1531208659564.jpg)
Доброе, почитаемое язычниками дерево. Если дуб ассоциировался с мужчиной, то берёза – обладательница женской энергии, пристанище духов. Между тем, в разных регионах отношение к берёзе разное. Например, на Русском Севере не ставили дом на месте, где росла берёза и вообще её не сажали, считая, что она притягивает смерти.
Большинство же регионов придерживаются таких верований:
- по берёзе гадали на суженого;
- хозяин дома был здоров, если в красном углу стояла веточка берёзы;
- злаковые культуры и лён давали богатый урожай, если в поле воткнуть берёзовый черенок;
- чтобы кони были здоровыми, под порогом закапывали берёзовую ветку;
- берёзовое полено жгли после выпечки хлеба, дабы нарождались ягнята;
- энергетика берёзы лечила девочек;
- в язычестве люди боялись приближаться к берёзам с опущенными до земли ветвями, поскольку туда забирались русалки;
- на берёзовой палке летала ведьма;
- в четверг перед Троицей принято было завивать берёзку (сворачивать из ветвей кольца и связывать их ленточкам и поясками). Рядом с этим деревом пели песни, танцевали и гадали на замужество;
- девушки просили у берёзки «доли», умывались берёзовым соком, дабы стать пригожими и нравиться парням;
- в сам праздник Троицы берёзку срубали, украшали лентами, а потом за околицей сжигали;
- ветки берёзы, сорванные на Троицу, оставались в доме. Их затыкали под крышу, дабы уберечься от стихий;
- на Ивановскую берёзовыми венками украшали коров, вешали веточки над входом в хлев. Это оберегало от колдуний;
- берёзовый веник изгонял хвори из ребёнка, отгонял нечистую силу. Его ставили щетиной вверх рядом с кроваткой малыша.
Сейчас берёзу используют в народной медицине. Целебными свойствами обладают почки, обладающие антисептическим, противовирусным и противогрибковым действием. Троицкие обряды сохранились до наших дней. Верующие люди берёзовыми веточками украшают иконы для защиты дома. С берёзой связаны и некоторые обряды на деньги.
Крапива
![Крапива](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/217-1024x683-e1531208695381.jpg)
Отношение к жгучей траве неоднозначно. По некоторым легендам, крапива – порождение проклятых и грешников. Ее сеял дьявол. Между тем, в большинстве областей она является оберегом. Её применяли в следующих случаях:
- майскую крапиву было принято есть, дабы весь год оставаться здоровым. У некоторых других нардов ею причащались;
- от бешенства животных призван помогать отвар из травы, приготовленный в Страстную субботу;
- ещё один обряд на здоровье проводился в Юрьев день. Травой хлестались, обматывались и клали под голову;
- в купальскую ночь молодые люди догоняли друг друга и жгли крапивными вениками. Это отгоняло болезни;
- чтобы в Духов день нечисть не проникла в жилище, пучки растения раскладывали на подоконниках и порогах;
- русалки тоже боятся жгучего цветка, по этой причине перед тем, как войти в воду, туда кидали пучок травы;
- крапива была защитником домашнего скота. Ею украшали молочную посуду, загоны, процеживали через листья молоко;
- ее закапывали в полях и огороде для большого урожая;
- оберегались от града и молнии.
Сейчас как талисман ее используется мало, обряды позабыты. До сих пор растение применяют в качестве лекарства при ослабленном иммунитете и недостатке витаминов. Положительно крапива сказывается на женском здоровье. Ею лечат многие гинекологические заболевания, моются, дабы избавиться от себореи.
Полынь
![Полынь](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/kak-vyglyadit-polyn-gorkaya-e1531208746285.jpg)
Трава с резким запахом и горьким вкусом. Эти свойства полыни сделали её оберегом:
- запах полыни помогает отгонять порчу, сглаз, чистит дурную энергетику в доме. Для этого было принято окуривать дом веником из травы. Кроме этого пучок сухой травы вешали в доме. Над кроватью она охраняла семейную жизнь от вмешательств, а над входом прогоняла нечисть. Для этого необходимо сплести венок из полыни;
- горькая трава повышает жизненный тонус, прогоняет усталость. Для этого её часто завязывали в банные веники;
- лист полыни в кошельке избавляет от воров;
- лист полыни в ботинке привлекает удачу;
- на Купалу плели венок из полыни с другими цветами и травами.
Лечебные свойства полыни применяются и сейчас. Например, в сборах для повышения аппетита и успокоительных средствах. При заготовке травы лучше срывать только кончики, не рвать от корня. Траву можно зашить в подушку, так запах полыни нормализует сон и успокоит.
Колючие растения
![Колючие растения](https://proamuleti.ru/wp-content/uploads/2018/07/99506w-e1531208797207.jpg)
Все они имеют свое свойство и одинаково используются в магии. Значения завязаны на двух свойствах: колоть, ранить и удерживать, не пускать.
В связи с этим можно выделить такие защитные функции:
- защита от злых духов. Для этого дом и надворные постройки обвязывали ветками с шипами;
- чтобы вампир не мог выйти из могилы, в гроб ему клали терновник;
- ведьма не могла навредить скоту, защищённым венком из шиповника. Его вешали в Юрьев день над дверью хлева;
- на костре из боярышника жгли ведьм;
- если в доме кто-то умирал, то печь топили можжевельником после выноса покойника. Это успокаивало его дух. Не давало хода домой;
- оберегом служили не только сами травы и кустарники, но и упоминание о них в заговорах;
- чертополохом лечили болезни. Преимущественно колющую боль;
- применяли колючки в приворотной магии, в святочных играх.
Значение колючих трав оберегов и острых предметов сохранилось до сих пор. В деревнях ещё всё затыкают щели домов репейником и чертополохом.
Другие растения обереги
Описанные выше – наиболее распространённые травы и деревья, использующиеся в обрядах и колдовстве. Значение их мало поменялось с языческих времён и одинаково во многих странах. На самом деле их гораздо больше:
- зверобой – сильное лекарственное средство от всех заболеваний, кроме этого оберег от порчи;
- лаванда – принято было складывать в мешочек и прятать по углам дома. Это отгоняло грызунов и нечисть;
- мак – символ плодородия, потому цветок мака часто встречается в венках. Высаженный на улице, убережёт от ведьмы;
- мята – сильное успокаивающее средство, а кроме этого оберег от представителей потусторонних миров;
- укроп – отпугивает дурного человека от младенца;
- лук и чеснок – оберег от чертовщины, вампиров, колдунов и посланных ими болезней;
- боярышник – оберег от вампиров, потому его необходимо размещать над входом и на окнах.
Растениями оберегами не стоит пренебрегать. Мешочек с травами оберегами в сумке мешать не будет, а пользу принесёт. Высушенные растения принято было зашивать в куколку травницу. Значение её зависело от наполнения. Это почти единственная куколка оберег, которую можно было тискать и мять, от этого она приобретала силу.